Без каких книг сложно представить творчество
группы «13»?

Художники группы «13» были тесно связаны с книжным миром. Придуманный художниками беглый, свободный рисунок уверенно занял собственную высоту в книжной иллюстрации 1920−1930-х годов. Хотя в 1931 году «Тринадцать» были официально закрыты, творческая жизнь ее участников не иссякла: они вели совместную работу над оформлением романов и детских сказок, а позже даже спорили друг с другом в мемуарах.

Владимир Милашевский «Вчера, позавчера… Воспоминания художника»

Владимир Милашевский
Юрий Юркун, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Ольга Гильдебрандт, Владимир Милашевский. 24 мая 1937 года в незабвенный вечер общего «браTernite». 1937.
Собрание Алексея Савинова, Москва
Владимир Милашевский горел идеей городского скетча, быстрого наброска, сделанного в живом современном темпе. Чтобы ухватить момент, художник иногда писал работы подручными средствами, например, спичкой — простой и даже бытовой заменой тростниковой палочки, которой рисовал Винсент Ван Гог. Больше о своем творческом пути основатель группы «13» рассказывает в мемуарах.

Илья Ильф и Евгений Петров

«Двенадцать стульев»

Сотрудники художественного отдела газеты «Гудок» (слева направо): Даниил Даран, Сергей Расторгуев, Лидия Столярова, Арий Аксельрод и Николай Кузьмин.
Фото, конец 1920-х
Основатели «Тринадцати» Владимир Милашевский, Николай Кузьмин и Даниил Даран познакомились в редакции газеты «Гудок». В 1920—1930-х годах в ней, по словам Константина Паустовского, собирались «самые веселые и самые едкие люди в тогдашней Москве» — писатели Юрий Олеша, Михаил Булгаков и Семён Гехт, а также авторы романа «Двенадцать стульев» Илья Ильф и Евгений Петров. Живая атмосфера, царившая в редакции, сохранилась на страницах книги — при следующем прочтении обратите внимание на «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца».

Татьяна Маврина

«Дневники. Записи разных лет»

Татьяна Маврина
Автопортрет с Николаем Кузьминым. 1939
Собрание Александра Шелудченко, Москва
Татьяна Маврина была из числа молодых выпускников ВХУТЕМАСа, которых Владимир Милашевский, Николай Кузьмин и Даниил Даран пригласили к участию в первой выставке группы «13». Так сложился сложился дуэт Татьяны художницы и Николая Кузьмина, продлившийся всю жизнь. Их дом отличал веселый быт, где старинные иконы соседствовали с лубком, пестрыми расписными блюдами и бутылками. Подробностями о выставках, коллегах по «Тринадцати», летних поездках на дачу и совместной жизни с Кузьминым Татьяна Маврина делилась в своих дневниках.

Михаил Кузмин

«Форель разбивает лёд»

Владимир Милашевский
В гостях у Михаила Кузмина. Белая ночь. 1932
Собрание Алексея Савинова, Москва
В середине тридцатых годов герои уходящей эпохи Серебряного века часто собирались небольшой комнате в коммунальной ленинградской квартире поэта-символиста, автора знаменитого сборника «Форель разбивает лёд» Михаила Кузмина. Именно здесь художники «Тринадцати» познакомились с писателем Юрием Юркуном и актрисой Ольгой Гильдебрандт-Арбениной. Дерзкая мысль пригласить на выставку рисовальщиков-дилетантов была совершенно новой для советских выставок.

Александр Пушкин

«Евгений Онегин»

Николай Кузьмин
Дуэль. Эскиз иллюстрации к роману в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1937
Собрание Михаила Сеславинского, Москва
Придуманный лидерами группы «13» свободный рисунок занял собственную высоту в книжной иллюстрации 1920−1930-х годов. Среди таких изданных шедевров отдельное место занимает «Евгений Онегин» Пушкина с иллюстрациями Николая Кузьмина. Опираясь на пушкинские рисунки на полях, художник проиллюстрировал не сюжет романа, а лирические отступления, которым в те годы было не принято уделять внимание. Это решение оказалось успешным — в 1937 году Кузьмин получил медаль парижской Всемирной выставки.